Oтзывы и предложения для AnimeOnline.Su




Прогресс в никуда

 

Внимание! Ниже вас ожидают субъективизм и спойлеры! Когда будете писать коммент "разве это рецензия?" - я Вас предупреждал.

 

«Кто должен быть творцом в добре и зле,

— поистине, тот должен быть сперва разрушителем,

разбивающим ценности»

 

Фридрих Вильгельм Ницше «Так говорил Заратустра»

 

 Человек человеку – враг, враг он и сам себе. В бесчисленных попытках превзойти себя, мы лишь падаем в пучины отчаяния и безумия, предаемся животным порывам и теряем человечность. И совершенно не важно, каких высот в науке, технике и искусстве мы достигли, если изменить людскую сущность невозможно. Путь человека – дорога саморазрушения и уничтожения, попытка свернуть с которой завершается осуждениями остальными особями нашего вида. И дороге этой нет ни конца, ни края. Но всё-таки, что же там, за горизонтом? Вознесение или обрыв?


 

 Написать хотя бы что-то внятное про «Технолайз» представляется почти нереальной задачей. С одной стороны, не хочется скатиться в банальности, дабы не осквернить неосторожными словами и фразами сие произведение. С другой, поезд мысли порой уносит в настолько заоблачные дали, что вдруг останавливаешься, словно током поражённый, осознавая, что все твои слова – переливание воды решетом. Приходится бороться с желанием написать эссе по мотивам, высказать все мысли и переживания, а после оставить текст на домыслы читателя. Но разве кому-то интересны чувства чужого человека?

 

 «Технолайз» похож на неограненный и грязный алмаз в ворохе яркой бижутерии. Обыватель просто выберет вещицу как можно ярче и уйдет довольный. Но искушенный ценитель приметит драгоценный камень. Пускай и не сразу, пускай и с долей сомнения, но он возьмёт именно алмаз. Он будет долго высматривать его истинные формы, пока наконец не узреет в высшей степени произведение искусства. Т1мное и неказистое, но так цепляющее взгляд и западающее в душу.

 

 Можно долго и нудно бросаться словами «психоделия» и «киберпанк», а также рассуждать о значимости сериала для жанра и индустрии в целом, но сути вся эта полемика не отобразит. Сюжет аниме настолько многоуровневый и глубокий, насколько же запутан и непонятен. Кто-то разберёт каждый фрагмент, каждого персонажа на кусочки мозаики, чтобы после составить максимально полную картину происходящего. Иной, в свою очередь, выделит для себя фундаментальную идею всего повествования и будет наматывать на неё увиденное, словно нитки на катушку. Любой подход приемлем и ошибочен одновременно.


 

 В подземном городе Люкс редко встретишь улыбку. Люди в нём живут среди полузаброшенных заводов и грязных переулков, обшарпанных стен и ржавого металла. Искусственный свет над головой лишь приводит в уныние, но местные жители редко устремляют свой взор кверху. Отбросам общества не положено надеяться и верить, их удел – влачить жалкое существование вдали от взгляда «настоящего» человека. Да вот только кто дал право отделять «настоящего» представителя рода людского от «асоциального элемента»?

 

 Однако, человек даже в нечеловеческих условиях способен создать конфликт буквально из пустоты. Так возникают группировки, борющиеся за власть над Люксом. Ракан – сборище молодых людей, обычная шайка, основанная на добровольных началах, которая возжелала большего. Орган – организованный синдикат, создающий иллюзию власти в городе, на деле же почти ничем не отличается от того же Ракана, кроме дорогих костюмов и более хитрых методов. Третья же сила – Союз, секта, восставшая против технического прогресса, за которым кроется «будущее человечества». Восставшая против технолизации.

 

 Благодаря открытиям ученых, люди сумели победить собственное несовершенстве. Теперь любую потерянную конечность можно заменить на её технолизированную версию. Казалось бы, именно за таким развитием и стоит эволюция. Зачем довольствоваться слабой плотью, если её можно в любой момент заменить сталью, которую не порежешь ножом и не пробьёшь пулей? Увы, в радужных расчетах изобретателей не учитывалась одна из важнейших переменных – человеческая натура.

 

 Главный герой повествования, Ичисе, никогда не интересовался вопросами бытия и мироздания. Он просто плыл по течению, жил пародией на жизнь и не жаловался. Пока однажды его насильно не втянули в мир технолизированных конечностей, лишив статуса «бродячего пса» и руки с ногой. Также он встречает девочку по имени Ран, Провидицу, которая видит один из вариантов будущего. Она предсказывает судьбу парня, отчего ей самой становится страшно. С этих пор, Ичисе на первых ролях выступает в создании будущего Люкса. А пришедший с поверхности человек, чья улыбка столь тепла и приветлива, готовится погрузить город в хаос. Время праздника…


 

 Первая половина первой серии – своеобразная лакмусовая бумажка, призванная проверить готовность зрителя вникать и размышлять. Увы, далеко не каждый выдерживает такой тест, но победителей ждёт заслуженная награда – один из шедевров японской анимации. Далеко не так известный, как, к примеру, «Призрак в доспехах», но во многом превосходящий его. Впрочем, «Технолайз» никогда и не требовал славы, он стоит особняком от сериалов, которые тараном врываются в наше сознание, изобилуя излишним пафосом и феерической постановкой. Он больше похож на ручную дрезину, которая и метра не проедет без должных усилий.

 

 Как и завещает киберпанк, один из слоев сюжета аниме – конфликт человека и техники. В данном случае, человека и искусственных конечностей. Преимущества технолизации очевидны: ныне общество способно избавиться от инвалидов и даровать новый шанс раненым. Но равноценен ли обмен? К чему можно прикоснуться такой рукой, куда можно ступить такой ногой? И если тело ещё можно обмануть, то душу – никогда.

 

 Большинство историй о будущем резко теряют свои краски, когда вдруг осознаёшь, что человек-то остался прежним. И совершенно не важно, сколь технолизированным становится тело, если до сих пор существуют посиделки в барах и пьяные драки. Для подтверждения вышесказанного, возьмите человечество в одной из ваших любимых фантастических историй, а затем сравните с ним же под конец романа «Ложная слепота» Питера Уоттса. Однако, «Технолайз» обращает упущение в достоинство, противопоставляя человека, который живёт в будущем, и, собственно, человека будущего.

 

 С течением времени и развитием сюжета, Люкс медленно катится в бездну. Прежняя иллюзия порядка была настолько шаткой, что хватило всего одной особы, чтобы вдребезги разрушить призрачную идиллию. Но что взять с «неблагонадежных элементов», для которых сила – единственный значимый аналог власти? Конечно же, в городе живут и люди, жаждущие покоя. Увы, тот, кто орудует палкой, всегда привлекал больше внимания, чем тот, кто орудует словом. Оказавшись бессильны что-то сделать, мирные горожане покинули Люкс, основав деревню Габэ. Местная интеллигенция, Класс, сразу осознав, к чему в итоге приведет ход дел, основала закрытое поселение Холм, охраняя его от любого внешнего вмешательства. Поэтому люди с безумием внутри оказались предоставлены самим себе. Неудивительно, что Люкс ожидало падение.


 

 Но раз подземный город – пристанище отбросов, то на поверхности, с которой Люкс связан единственной железной дорогой, должны ведь жить нормальные люди? Они и правда там есть. Но сказать, что они «живут» - сильно покривить душой. Для рядового человека жизнь стала не более чем ожиданием собственной кончины, да само слово «ждать» превратилось в синоним «жить». Их не волнует вторжение врагов, их не волнуют переживания других людей. «Зеркало способствует мышлению», «38, 39, 40. Повторяю дважды»… Это ли сознание и душа? И тем сильнее привкус горечи, когда приходит понимание, что человек, который сейчас под землей убивает без причины себе подобных, более живой, чем человек, сидящий за столиком в кафе перед тобой.

 

 А вся загвоздка в том, что люди всегда найдут способ уничтожить себя. Запри их в комнате и дай им молоток – они проломят себе череп. Дай им Библию – заменят псалмами разум. Отбери всё – создадут клетку вокруг своей реальности, постепенно сужая стену, пока не останется ничего. Нынешний человек обречён с самого рождения, тех же, кто пытается изменить свою горестную судьбу, считают за чудаков и слабоумных. А в чем их вина? В попытке жить, а не существовать; стремиться, а не передвигаться?

 

 Возможно, именно в этом и заключался главный посыл режиссёра Хироси Хамасаки и сценариста Тиаки Конаки: «Человечество обречено на сумерки в безумии». Возможно, так всего лишь выдумал автор рецензии. «Технолайз» можно сравнить с абстракцией, в которой каждый увидит своё. Иной спутает абстракцию с чернотой, которая затягивает в себя и обнажает мысли. А для кого-то сериал станет зеркалом души, в котором отразятся все страхи и тревоги. Можно продолжать аналогии до бесконечности, так переменчиво аниме. Эмбиент сменяется роялем, руины – полями зеленой травы, а тоскливое начало – отчаянным концом, как вспыхивает и медленно угасает звезда жизни. Так живите же с достоинством.


 

Автор рецензии: FinalDreamer

 

Редактор: Nevadyaasha

 

© AnimeOnline.Su

 

Использование материалов без разрешения администрации сайта и указания копирайта строго запрещено



Дата: 18 января 2015 22:00 | Сообщение [#3] 
  paradise23    

Спасибо за рецензию, Технолайз наверное самое сильное из того, что я видел, по уровню мысли, посыла, такой безысходности больше нет нигде. Первая серия, в которой произноситься 2-3 слова, я знаю лишь одного человека, помимо себе посмотревших сие творение.
Еще раз, огромное спасибо за рецензию.
XameL1on, подписываюсь под каждым вашим словом. Это не может не цеплять.

Дата: 15 декабря 2014 22:32 | Сообщение [#2] 
  Uolkoi    

Сильная картина. Недавно смотрел. Я был рад каждый раз, когда сюжет ломал стереотип. Особенно концовка. Надежда есть, но в какое убедительное поучение преобразуется вся история! Техносфера это не только удобства. Полюбуйтесь рисками.
И как ярко сияют на фоне "идеалов" постмодерна традиционные ценности!
"Наше время, наши дни" catty07

Дата: 15 декабря 2014 12:36 | Сообщение [#1] 
  XameL1on    

В рецензии ни слова про техническую часть, рисовку и т.д.) Что, как ни странно и является ещё одной "лакмусовой бумажкой" для этого произведения.
Можно 200 раз сказать как всё нарисовано, кто озвучивал персонажей и распинаться про звуковое сопровождение, но тот кто посмотрит "Технолайз" будет помнить только страсть, отчаяние, ненависть, безысходность, шок от столкновения с реальностью.
Смотрел сериал более 5 лет тому назад, а сразу после него впервые просмотрел "Эрго Прокси". И если недавно пересматривая "Эрго Прокси" замечал, что многое умудрилось стереться из памяти, то "Технолайз"... До сих пор помню отвращение главного героя к полностью технолизированным, глубокий шок от осознания правды о жизни на поверхности, безумие восставших в Люксе...
Заметил, что когда советую кому-то посмотреть "Технолайз", то делаю это с нездоровым желанием увидеть результат просмотра.) Как бы это банально ни звучало, смотревших "Технолайз" легко опознать и разделить на две группы: тех, кто при упоминании этого названия отводят глаза и тут же раздражённо выплёвывают "Муть!", и тех кто на некоторое время запнётся, вылавливая потяжелевших взглядом твои собственные глаза. От вторых с ходу можно получить, разве что, "Да, смотрел". А по времени заминки и трудностях подбора развёрнутых эпитетов, запросто определится обширность воздействия увиденного.
З.Ы. Не раз ловил себя на том, что говоря кому-то про "Технолайз", никогда даже не возникало мысли "Да, ему\ей понравится\не понравится". Он либо цепляет за душу, либо остаётся чем-то далёким и непонятным. И шоб я здох, если "цепляет"-- это эквивалент "понравился".(: Хотя... Есть и такие, которым удар кувалдой по голове понравится.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.