Oтзывы и предложения для AnimeOnline.Su




Рецензия на аниме

Giovanni no Shima/Остров Джованни

 

 

Ночь в поезде на пути к вершинам счастья

– Что такое счастье, никто не знает. Но если вы идёте по истинному пути,

какие бы испытания вас ни поджидали, любой шаг вверх или вниз приближает вас к настоящему счастью,

– сказал смотритель маяка, утешая их.

– Именно так. И все печали на пути к вершинам счастья нужно принимать с благодарностью

– ответил молодой человек, будто читал молитву.

Миядзава Кэндзи «Ночь в поезде на серебряной реке»

 

 

Пусть усмехнётся про себя, это ничего, человек часто смеётся над добрым и хорошим;

это лишь от легкомыслия; но уверяю вас, господа, что как усмехнётся,

так тотчас же в сердце скажет: «Нет, это я дурно сделал,

что усмехнулся, потому что над этим нельзя смеяться!»

Федор Достоевский «Братья Карамазовы»


Рецензия на аниме Giovanni no Shima/Остров Джованни.  

Удивительно время выхода последнего анимационного фильма режиссёра Нисикубо Мидзухо – «Острова Джованни» – принимая во внимание последние известные украинские события. Война – какой бы она ни была – остаётся войной, страшной трагедией, которая, не прощая ошибок, беспощадно крушит человеческие судьбы. «Остров Джованни» – как раз о таких, не спорю, весьма больных – но очень и очень необходимых в проговаривании вещах.


Холодное лето 45-го. Согласно союзническому договору о разделении послевоенного мира курильский остров Шикотан отходит СССР. Появление в небольшой рыбацкой деревне советских солдат – и, как следствие, окончание войны – переворачивает судьбы всех её обитателей. Молодые братья Дзюмпей и Канта (названные их отцом в честь героев М. Кэндзи: Джованни и Кампанеллы) вынуждены делить дом с девочкой Таней, дочерью русского офицера. Непростое соседство перерастает то в неясный конфликт, то в смутную дружбу – на глазах детей рушится и вновь создается уклад жизни на краю обитаемой земли: и русской, и японской.

Действие «Острова Джованни» разворачивается одновременно в нескольких повествовательных и смысловых плоскостях. Первая плоскость – человеческие отношения в незапятнанном и чистом детском мире; этот мир поначалу вообще не соприкасается с миром взрослых – миром политическим – но на протяжении картины, на фоне взросления героев, всё более и более с ним смешивается. Вторая, уже упомянутая плоскость, – это плоскость внешнего, политического мира, в котором взрослым приходится делать выбор: примиряться или противодействовать довлеющей окружающей среде. И, наконец, иногда в полотно повествования врывается третья реальность, мистическая, метафизическая, напрямую связанная с символизмом «Ночи в поезде на серебряной реке».

Герои фильма – в первую очередь, конечно, дети – являются смысловой точкой преломления этих трёх «плоскостей-реальностей».То с головой окунаясь в радость бытия, то соприкасаясь с его несовершенством, они, пребывая одновременно в этих трёх мирах, не просто придают картине реализма, но и соотносят, казалось бы, исключительно субъективные бытовые проблемы (пусть и тяжелого послевоенного времени) с объективным вневременным контекстом – вечностью.

Рецензия на аниме Giovanni no Shima/Остров Джованни.

 

 

Именно поэтому совершенно бессмысленно и несправедливо рассматривать «Остров Джованни» в разрезе сугубо политического понимания. В не то добрых, вежливых, и чуть ли не ласковых – не то внезапно грубых и жестоких солдатах «рюсске», без всякого повода наставляющих на детей автоматы (попомнили бы японцы лучше собственные военные «подвиги» в Китае); в сочувствующей японцам сахалинской кореянке (которых эти же самые японцы ещё не так давно насильно вывозили на Сахалин) – конечно, можно справедливо углядеть ненавязчивый реваншизм. Мол, страдали от войны в первую очередь сами ни в чем не повинные японцы; страдали, но стойко, даже патриотично выдерживали все её тяготы и невзгоды: издевательства и «аннексии» русских, американскую оккупацию, голод, холод и потерю дома. Но это опасная и тонкая грань – один печально известный немецкий политик тоже когда-то начинал с реваншистких лозунгов... И всем известно, что из этого получилось.

И всё же война в «Острове Джованни» остаётся просто декорацией для драматического действа, почти поводом к этому действу: что непонятное для простых рыбаков формальное «обращение драгоценного голоса» японского императора, что советские военные катера, патрулирующие новообразованную границу – всё это лишь жизненные обстоятельства, к которым и русским, и японцам необходимо приспосабливаться.

Быстрее и лучше других это делают дети. Не обременённые грузом забот, они побеждают недоверие – чистотой, а злобу – любовью. Вчерашние выселенцы, Дзюмпей и Канта, входя по приглашению Тани в свой бывший перестроенный под европейский дом, – не просто прощают ей обиду, но и не сознательно ломают последний (после языкового и культурного) барьер между человеческими сердцами.

И так, по незаметным ступенькам детских судеб, мы постепенно приближаемся к пониманию к метафизической, мистически-нравственной плоскости «Острова Джованни». Когда не осталось ни следа и от барьеров социальных и культурных, и от барьеров между сердцами – остаётся только соотнести действительность с вечностью, что значит – помириться со смертью.

Рецензия на аниме Giovanni no Shima/Остров Джованни.

 

 

Подобное лобовое столкновение мира греха, злобы, ненависти и детской невинности было ещё в «Могиле светлячков» Исао Такахаты, и, частично, в знаменитом «Босоногом Гене». Однако режиссёру Нисикубо Мидзухо интересно не только и не столько показать тяготы войны (что он делает, но без излишнего натурализма), сколько в экстремальной ситуации исследовать духовное и нравственное страдание человеческой души, которая по своей природе противна всякому злу. Как зло и добро могут сосуществовать? «Остров Джованни» чётко и ясно отвечает на этот вопрос: они отнюдь не сосуществуют. Зло в принципе не субстантивно, оно не имеет причины существовать. Есть только добро – надежда и любовь – которое «никогда не перестает».

Когда внучка Тани задает постаревшему Дзюмпею вопрос – о чём «Ночь на поезде в серебряной реке» – тот отвечает лишь так: «После смерти души людей возносятся на небеса, вспыхивая яркими звёздами… И мы живем, купаясь их лучах». Это и есть то долгожданное примирение, которого так и не было полностью реализовано в «Могиле светлячков», заканчивавшегося просто смертью. «Остров Джованни» оканчивается Смертью – означающей надежду на вечную жизнь и веру в бессмертие. Поэтому последние минуты фильма так радостны – потому что любовь и память о любви не просто победила абстрактный образ войны – она победила страсть внутри человеческой души.

Победила, несмотря ни на что, похоже, навсегда. (для просмотра видео - тык на картинку ниже!)


 

 

 

 

Автор рецензии: Varjus © AnimeOnline.Su
Редактор: Nevadyaasha 
Использование материалов без разрешения администрации сайта и указания копирайта строго запрещено




Дата: 19 января 2015 14:04 | Сообщение [#8] 
  loxytra    

Я плакал

Дата: 10 января 2015 19:41 | Сообщение [#7] 
  mimokrokodil    

Это реценщия.

Дата: 9 января 2015 10:14 | Сообщение [#6] 
  Varjus    

Дзёшико,

Просто стебусь над однотипными комментариями catty07

Дата: 9 января 2015 02:51 | Сообщение [#5] 
  Дзёшико    

Цитата: Varjus
Отвратительная рецензия >:-[


Так ты же сам ее написал! =)))

Дата: 8 января 2015 19:36 | Сообщение [#4] 
  Varjus    

Отвратительная рецензия >:-[

Дата: 7 января 2015 20:29 | Сообщение [#3] 
  Andro_Meda    

catty07 Средняя такая рецензия ^_^

Дата: 7 января 2015 17:50 | Сообщение [#2] 
  ttt    

catty17 Плохая рецензия =(

Дата: 5 января 2015 03:43 | Сообщение [#1] 
  Дзёшико    

catty28 Хорошая рецензия! =)